Arms
 
развернуть
 
410002, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Некрасова, д. 17
Тел.: (8452) 98-25-25
volzhsky.sar@sudrf.ru
410002, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Некрасова, д. 17Тел.: (8452) 98-25-25volzhsky.sar@sudrf.ru
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по гражданскому делу
Печать решения

Дело № 2-1004/2020

64RS0043-01-2020-000954-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08.10.2020 года                        г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Склеменовой А.А., с участием истца помощника прокурора Вязьмин А.Н., истца Борисовой Н.В., представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Косаревой С.В., представителя комитета по финансам администрации муниципального образования «город Саратов» Калашниковой К.Р., представителя правительства Саратовской области Литвинова А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО12 к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», Правительству Саратовской области, Управлению ветеринарии Правительства Саратовской области, третьи лица комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерству финансов Саратовской области о компенсации морального вреда,

установил:

истец обратился в суд с иском к ответчику в обоснование своих требований ссылается на то, что в иные данные утра ДД.ММ.ГГГГ истец подверглась нападению стаи бездомных собак по пути на работу в районе железнодорожной станции Примыкание. В стае насчитывалось около 6-8 крупных собак. Собаки не имели ошейников и были грязными. Одна из них без причины начала лаять на истца, что спровоцировало стаю, которая начала ее окружать. Пока истец пятилась назад, чтобы избежать нападения со спины, собаки громко лаяли и прыгали, нацеливаясь на руки и шею. Одна из собак резко прыгнула и вцепилась истцу в ногу пастью, затем отскочила. Собака была серого цвета со свалявшейся шерстью. Истец закричала, несколько раз замахнулась на собак, после чего они убежали в сторону ТРЦ Сити-Молл. В результате происшествия истец получила травму ноги и сильный стресс. О случившемся истец оповестила свою мать ФИО1, а также руководителя на работе.

В связи с тем, из раны появилась кровь, истцом было принято решение обратиться в травмпункт - ОНТиО при ГУЗ «Саратовская городская поликлиника ». После осмотра врач поставил диагноз - укушенная рана средней трети левого бедра, о чем была дана справка. Истцу была проведена обработка раны, произведена антирабическая вакцинация от столбняка и бешенства. Согласно памятке вакцинация от бешенства у истца закончится только ДД.ММ.ГГГГ

Вакцинирование от бешенства не является обязательным согласно календарю прививок, а производится по показаниям, например, укус бесхозяйной собаки, место нахождения которой установить нельзя.

В связи с нападением собаки истцу приходится испытывать моральные страдания, в частности, болезненные ощущения от укуса на ноге и последствия вакцинации. Согласно разъяснениям врача истец не может заниматься спортом, загорать на пляже, купаться в открытых источниках в течение полугода с момента окончания курса антирабических прививок. Кроме того, истцу приходится тратить рабочее время на прививки от бешенства.

ДД.ММ.ГГГГг. истец отправила заявку в МБУ «Дорстрой» на отлов собак. Никаких сведений о статусе заявки истец не получила. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГг. истец сфотографировала и запечатлела на видео из окна своей квартиры стаю собак, состоящую из 10-12 особей. Стая собак находилась на детской площадке продолжительное время. Среди стаи укусившей истца собаки не было.

Просит суд взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Борисовой Надежды Валерьевны компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец в ходе рассмотрения дела поддержала заявленные требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель Правительства Саратовской области просил отказать в удовлетворение заявленных требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск.

Заслушав лиц участвующих в деле исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 49 п.3 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных.

В п. 9.2, 9.5 Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно- эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

На основании закона Саратовской области ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Саратовской области по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», органы местного самоуправления муниципальных районов наделены отдельными государственными полномочиями Саратовской области по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Государственными полномочиями по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных наделяются органы местного самоуправления, в том числе - МО «Город Саратов».

В целях реализации требований Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ - СЗО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями ФИО2 <адрес> по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных" принято постановление администрации муниципального образования "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации осуществления государственных полномочий по организации проведения на территории муниципального образования "<адрес>" мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных". Согласно Постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ организация и обеспечение осуществления государственных полномочий по организации проведения на территории муниципального образования "Город Саратов" мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев возложена на комитет дорожного хозяйства, и благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов".

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ регламентировано, что полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения осуществляют деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением осуществляют деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных.

В соответствии со статьей 1 Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Саратовской области по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев» (в редакции Закона Саратовской области от CO) органы местного самоуправления муниципальных районов области и органы местного самоуправления городских округов области наделяются отдельными государственными полномочиями Саратовской области по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев.Согласно статье 2 Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ - ЗСО в перечень муниципальных образований области, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями, входит также и «Город Саратов».

Согласно статье 3 Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ - ЗСО органы местного самоуправления вправе, в том числе: получать субвенцию из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий; принимать в пределах своей компетенции муниципальные правовые акты по вопросам осуществления переданных государственных полномочий; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий (часть 1).

Органы местного самоуправления обязаны: исполнять в установленном законодательством порядке переданные государственные полномочия (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО (в редакции Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ CO) общий объем субвенций из областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований области для осуществления передаваемых государственных полномочий, рассчитывается исходя из суммы субвенций бюджетам муниципальных образований области, указанных в статье 2 настоящего Закона, на: организацию проведения мероприятий по отлову и содержанию животных без владельца; проведение мероприятий по отлову и содержанию животных без владельца.

В соответствии с пунктом 1 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации осуществления государственных полномочий по организации проведения на территории муниципального образования «Город Саратов» мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев», принятому в соответствии с Законом Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО, следует, что организация и обеспечение осуществления государственных полномочий по организации проведения на территории муниципального образования «Город Саратов» мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев возложена на комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов».

На основании вышеизложенного, судом не принимается во внимание доводы администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, в связи с тем, что соответствующие полномочия были возложены на органы местного самоуправления с момента вступления в силу Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ о-3CO «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Саратовской области по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев» поскольку указанные полномочия отнесены к ведению администрации еще до вступления в силу указанного закона.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ управлением ветеринарии Правительства Саратовской области Администрация муниципального образования «Город Саратов» было уведомлено о лимитах бюджетных обязательств по межбюджетному трансферам местным бюджетам на 2020 г., в частности по осуществлению мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев.

Доказательств того, что администрация муниципального образования «Город Саратов» обращалось за получением денежных средств по осуществлению мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев, но в связи с вступлением в силу новых положений закона, ей было отказано, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Согласно уведомления о выделении бюджетных средств из областного бюджета в г. Саратов на исполнение переданных полномочий выделено 1 703 100 рублей, главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования является администрация муниципального образования «город Саратов» и в соответствии с положениями ст. ст. 125, 1069, 1071 ГК РФ и п. 3 ст.158 БК РФ является ответственным лицом за возмещение причиненного ущерба.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования «Город Саратов» бездействовала в сфере представленных полномочий по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев, что привело к причинению вреда здоровью истца в результате укуса собаки, повлекший причинение вреда здоровью истца.

Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Город Саратов».

Согласно ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и в тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и
ст. 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Как следует из содержания искового заявления ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ подверглась нападению стаи бездомных собак в районе железнодорожной станции Примыкание.

Факт нападения собак на истца ФИО3 подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10, который являлся очевидцем произошедшего.

Кроме того, аналогичные обстоятельства причинения вреда здоровью изложены в представленных медицинских документах ФИО3

В ходе рассмотрения дела по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза из заключения которой следует, что согласно представленной амбулаторной карты ФИО3 19.02.2020г. в С была укушена неизвестной собакой, по поводу чего она обратилась в травмпункт. При осмотре врача травматолога в 08.15 у неё была выявлена укушенная рана средней трети левого бедра размером 0,5 x 0,1см, дном раны является дерма. Данная рана не требует первичной хирургической обработки, так как располагается в пределах дермального слоя кожи.

У ФИО3 имелось повреждение: укушенная рана передней поверхности средней трети левого бедра, которая могла возникнуть ДД.ММ.ГГГГ (как указа медицинских документах).

Повреждение не требовало первичной хирургической обработки, не повлею собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, поэтому расценивается как не причинившее вред здоровью.

Судом при вынесении решения принимается во внимание в экспертное заключение составленное на основании определения суда, экспертиза проведена экспертом, обладающим специальными познаниями в области, подлежащей применению по данному делу. Оснований не доверять выводам указанного экспертного заключения у суда не имеется, в нем приведено конкретное нормативное и методическое обеспечение, которым руководствовался эксперт. Эксперт при даче указанного заключения был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Исследовав доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО3 был причинен вред здоровью при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении в связи с чем, требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с причинением вреда здоровью ФИО3, с учетом требований разумности и справедливости, и полагает возможным взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в счет компенсации морального вреда денежную компенсацию в размере 10 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела по делу проведена экспертиза, расходы по оплате которой возложены на истца, истец оплату экспертизы не произвела в связи с чем, экспертное учреждение обратилось в суд с ходатайством о распределении судебных расходов.

Поскольку требования истца удовлетворены с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу ГУЗ «БСМЭ МЗ СО» подлежат взысканию расходы по экспертизе в сумме 12 600 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет казны муниципального образования в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», Правительству Саратовской области, Управлению ветеринарии Правительства Саратовской области - отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу ГУЗ «БСМЭ МЗ СО» расходы по экспертизе в сумме 12 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова со дня изготовления в окончательной форме.

Судья